Зачем ребенку парус?
Много лет назад папа за руку
отвел меня в яхт-клуб. Здесь, с Ваней Киселевым, Мишей Ухиным и другими
мальчишками и девчонками мы шкурили яхты, ловили колюшку в рабочей гавани,
убирали мусор и "выкатывались в моря”. Дворовые драки, портвейн из майонезной
банки и отцовская папироса в подворотне не обошли и меня. Но детская парусная
школа с теорией морской практики, такелажным делом, лоцией и навигацией,
бассейном и футболом расставили приоритеты, я стал лучше успевать в школе,
уверенность и ответственность постепенно вселялись в меня. Лето в Приморске, в
спортивном лагере — незабываемо. Матросом на "Драконе” облазил с ребятами
близлежащие шхеры, на тренировках "облизал” все отмели Бьеркезунда, встречал
восход и засыпал с закатом...
Внутренняя свобода и парусное
братство зарождались и крепли в нас, мальчишках и девчонках. Тусовочные понты
подрастающей шпаны были ниже нашего достоинства. Мы начинали понимать, что
такое полноценная жизнь...
Алексей СТАРКОВ,
яхтенный капитан
Нас беспокоит будущее наших
детей, и это естественно. Оно беспокоит нас даже больше, чем будущее парусного
спорта. Но дети и есть будущее, в том числе паруса. На эту тему мы побеседовали
с Сергеем Семеновым, руководителем и тренером детской спортивной парусной
команды "Рауту” (Санкт-Петербург).
— В прошлом сезоне ваша
команда показала неплохие результаты в классе "Оптимист”. Вы выиграли
Первенство России по командным гонкам, Зимнее первенство, заняли призовые места
на многих регатах, и, наконец, в сборную команду страны вошли двое ваших
мальчиков и одна девочка. Как Вы сами оцениваете эти результаты?
— Я не считаю их
выдающимися. Результаты, даже нынешние, — не главная цель для команды. Это лишь
средство проверить, насколько правильно и эффективно мы работаем.
— А что же тогда цель?
Зачем дети занимаются парусным спортом? Зачем Вы занимаетесь с ними?
— На эти вопросы кратко не
ответишь. Во-первых, поскольку просто существуют море, ветер и парус. Они
притягивают, их трудно не любить. Для одних здесь главное — романтика, для
других — острота ощущений. Некоторые приходят в парусный спорт по семейной
традиции.
Вот вы пишите о людях в море, о
красивых яхтах и катерах. Значит, это кому-то интересно, значит, кто-то их
покупает или собирается купить. Плохо, если люди узнают, что такое шквал и
штиль, шкот и румпель только после покупки лодки. Для многих было бы лучше,
если бы все началось в детстве — в парусной школе, в команде.
— Какие они, нынешние
дети? Готовы ли они к парусному спорту?
— Сейчас многие жалуются,
что дети растут не целеустремленными, пугает избыток соблазнов — компьютерные
игры, мультики, МТV... Парусный спорт и учит детей целенаправленной
деятельности, отлично формирует характер. Он требует разносторонней подготовки,
причем, без запредельного развития каких-то отдельных качеств. Нужно уметь
думать почти как в шахматах, угадывать ветер и просчитывать "ходы” соперников.
Нужна физическая подготовка — сила, выносливость, координация. Надо уметь
работать руками: без этого не подготовить яхту к гонкам.
Мы планируем результат и работу
детей на предстоящий сезон. Делаем это вместе с детьми. Анализируем календарь
соревнований, соперников, способности детей, тенденции развития. Ставим задачи
"минимум” и "максимум” — подчеркиваю, вместе с детьми! Будешь заниматься
кое-как — будет один результат. Сможешь не валять дурака, не просиживать
часами, уткнувшись в телевизор, а брать по 30 стартов за тренировку, по 20
поворотов фордевинд при ветре 14 м/с на короткой дистанции — результат будет
иной.
Поэтому я и говорю, что результат
— это не самоцель, а способ самооценки.
— Я немало слышала о
вашем летнем лагере, об интенсивных тренировках. Говорят, что ваши дети
обращают на себя внимание и при огибании знаков, и на старте, и в сильный ветер...
— В лагере дети проводят на
воде по 6 часов в день, 6 дней в неделю. Но они занимаются любимым делом, и,
кроме того, к каждому применяется индивидуальный подход. Для маленьких или тех,
кто устал, нагрузка меньше. При этом у ребенка есть выбор — постараться
преодолеть себя и продолжить тренировку или при первой возможности улизнуть на
пляж. И мы помогаем сделать правильный выбор.
Это тоже ответ на вопрос "зачем?”
Парусный спорт дает прекрасную возможность воспитать характер, уверенность в
себе, в своих силах. Один на один с ветром, с волнами выше головы... Не все
получается сразу, но когда подросток научится, преодолеет себя, его за уши не
оттянуть от сильного ветра и волн.
— А напряженный график
тренировок и соревнований не лишает ребят "счастливого детства”?
— Наоборот, появляется
возможность насыщенно и разнообразно проводить время, общаться. В 1999 г. мы
проехали 23000 км; побывали в трех странах; гонки проходили в шести городах.
(При том, что из-за ограниченности средств приходится участвовать только в
самых необходимых мероприятиях.)
Сейчас организаторы соревнований
заботятся о том, чтобы у ребят были не одни только гонки — организуют
экскурсии, концерты, праздничные ужины (для детей, не для взрослых!)
Такие поездки, особенно на международные
регаты, дают возможность ребенку проявить себя. Знание английского языка даже
на уровне школы в сочетании с желанием общаться приводит к феноменальным
результатам: дети получают специальные призы, у них берут интервью, о них пишут
статьи и публикуют фото в газетах. К сожалению, пока это скорее исключение, чем
норма для наших детей.
— Как выглядят наши юные
гонщики на мировых первенствах?
— Это тоже к вопросу
"зачем?” Мы мало гоняемся там и показываем, мягко говоря, не блестящие
результаты. Нас плохо знают, нередко путают: что Россия, что Беларусь. Это
огорчает, поскольку все большее число людей в мире занимается парусом, и
высокие спортивные результаты — это престижно и для спортсмена, и для его
страны.
Cовершенно очевидно, что уровень
детского парусного спорта в России весьма невысок; отставание во всем — в
материальной части, в начальной подготовке и подготовке ведущих спортсменов, в
организации соревнований, в отношении к правилам и парусной культуре.
Подготовить победителя, мне кажется, — еще не все. Я думаю, следует продвигать
не какого-то одаренного мальчика или девочку, опираясь на их природные данные и
возможности родителей, а создать команду которая смогла бы продвигать себ.
Идея— в создании дружной команды, где слабые "поднимают” наверх сильных, а
сильные подтягивают за собой остальных. Именно так мы относимся к текущим
результатам. И нас радует, что при росте уровня детского парусного спорта,
усилении конкуренции представители нашей команды удерживаются в числе лидеров,
пусть и не всегда на первых местах.
— Нам удается кое-чего
достигать в командных гонках. На Кубке Европы в 1999 г.,
где были даже американцы, российская команда "Рауту” (один спортсмен из Сочи,
один — из Москвы, остальные питерские) всех приятно удивила результатами —
пятые из 16-ти команд: три немецких, две датские, шведская, итальянская,
хорватская, польская... Значит, мы на правильном пути.
— Чего недостает нашему
детскому парусному спорту?
— Яхтенный спорт нуждается в
спонсорах. Пока надеяться на серьезную поддержку со стороны государства не
приходится: слишком много иных забот, помимо детей. Но определенная помощь
есть: Федерация Парусного спорта проводит соревнования; некоторые поездки
финансирует городской Спорткомитет; Комитет по делам молодежи помогает провести
лагерь.
К сожалению, с помощью от
коммерческих организаций тоже проблемы. Налоговые льготы невелики, традиций
спонсорства и меценатства нет. В основном, помощь сводится к разовым акциям или
целевой поддержке конкретного ребенка. Так, благодаря помощи фирмы "Фордевинд-регата”
перспективному мальчику Михаилу Шереметьеву удалось войти в число сильнейших
гонщиков России.
За рубежом детей поддерживают
папы с мамами: ездят за своими чадами но всему миру, наблюдают с берега или с
лодок за гонками. И нам остается надеяться на главных спонсоров в детском
спорте — родителей.
Беседу вела Анастасия
КОБЗЕВА
По материалам журнала "Капитан-Клуб” 1-2000 |