В составе флота Германии
Барк был заказан Имперским флотом Германии (Рейхсмарине), искавшим замену затоновшему в июле 1932 трехмачтовику «Ниоба». (нем. Niobe). Заказ под № 495 был размещен на гамбургской верфи «Bloom und Voß» при этом были использованы целевые средства, собранные «Флотским союзом немецких женщин» и «Немецким флотским обществом». Через 100 дней после закладки корабль 3 мая 1933 года был спущен со стапелей. Торжественную речь при церемонии произнес адмирал Эрих Редер. Первым капитаном корабля был назначен капитан 1-го ранга Рауль Мевес.
Корпус судна стальной клепанный, двухостровного типа с удлиненным баком и ютом и двумя непрерывными палубами. Длина судна 82,1 метра, ширина 12 метров, осадка 5,2 метра. Имеет грузовместимость 1510 тонн. Высота главной мачты с 23 парусами — 41,3 метра.
Барк послужил образцом для серии из пяти немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне в США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне в Португалии), «Mircea» (1938, ныне в Румынии), «Herbert Norkus» (1939, неокончен), «Горх Фок II» (1958, Германия), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.
Начиная с 1934 барк использовался для учебных целей. После начала Второй мировой войны корабль, как и оба его побратима «Хорст Вессель» и «Альберт Шлагетер», служил главным образом плавучим общежитием для моряков в портах Свинемюнде и Киля, и лишь изредка использовался как учебное судно. На исходе Второй мировой войны барк был отбуксирован к острову Рюген, где с него частично был снят такелаж. 30 апреля 1945, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. (Координаты: 54°17′28″ N, 13°8′22″ E)
В составе флота СССР
По окончании войны барк достался СССР по Договору о репарациях. В 1947 г. парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung», в 1947—1951 гг. отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре и переименован в «Товарищ».
В 1951 году, под командованием И. В. Трескина совершил свое первое под советским флагом плавание вокруг Европы, заходя по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул. 28 августа прибыл в Одессу. В этом же году был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта, становится базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.
В 1957 г. барк совершил плавание через Атлантический океан. 12 июля 1972 году вышел из Одессы в трансатлантический рейс — до Бермудских островов (с заходом на о. Тенерифе), стоянка в порту Гамильтон, а оттуда в Балтимор (на обратном пути попал в ураган «Кери»).
В 1974 выигрывал престижную американскую регату «Операция Парус» (англ. Operation Sail), проводимую по инициативе «Организации по обучению молодежи морскому делу» (англ. The Sail Training Association, STA) В гонке по маршруту маяк Дрогден — Гдыня барк опередил своего ближайшего соперника (немецкий барк аналогичной конструкции «Горх Фок II») на 16 часов 15 минут.
В 1976 году после текущего ремонта принял участие в очередной регате «Операция Парус — 76». На первом этапе пришел первым к рейду порта Санта-Крус-де-Тенерифе. Также и на втором этапе был первым. На третьем же пришел четвертым. Но по сумме трех этапов завоевал первое место в классе А.
В 1977 году барк по официальному приглашению Бельгии посетил порт Гент, для принятия участия в празднования 150-летия открытия канала Тернезен-Гент (англ. Ghent-Terneuzen Canal).
«Товарищ» участвовал в съёмках большого числа художественных фильмов как СССР, так и совместно с другими странами. В 1960 г. участвовал в съёмках фильма Алые паруса (фильм).
В 1980 году — капитальный ремонт на верфи в Югославии. После чего выполнил рейс к берегам Южной Америки по тому же маршруту, как и его однофамилец.
В составе флота Украины
После распада СССР и провозглашения Украиной государственной независимости, несмотря на возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк направили для ремонта в Великобританию. В 1995 г. барк был законсервирован по причине недостатка средств. Был выкуплен английской фирмой и прибыл в порт Ньюкасла, однако отсутствие финансирования не позволило приступить к ремонтным работам. В 1999, будучи в плохом состоянии, он при финансовой поддержке немецкого товарищества «Tall-Ship Friends» был отбуксирован в город Вильгельмсхафен, где в течение 4-х лет был подвергнут капитальному ремонту. В 2000 году он служил флагманским кораблем на всемирной выставке Экспо-2000.
Возвращение в порт приписки
В 2003 общество «Tall-Ship Friends» за добровольные денежные пожертвования выкупило «Товарищ» у украинского министерства образования[1]. В том же году в плавучем доке 'Condock V' был отправлен в «материнскую гавань» — город Штральзунд, где 25 сентября был встречен с официальными почестями. 2004 года на «Народной верфи» Штральзунда (Volkswerft Stralsund GmbH) был подвергнут дальнейшей реставрации.
29 ноября 2003 ему официально было возвращено его прежнее имя Gorch Fock («Gorch Fock I»), с которым он под номером 3675 был зарегистрирован в Немецком морском Регистре.
С 2005 г. Gorch Fock размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки.
Призы
- Обладатель приза «Звезда морского содружества» (изготовлен из гранита взятого с мыса Горн).
Ссылки
- Официальный сайт (нем.)
- Технические данные и хронология истории (нем.)
- Советский барк под немецким флагом Фоторепортаж Deutsche Welle