Такими строго регламентируемыми размерами (мм) корпуса являются:
Длина наибольшая |
2300±15 |
Расстояние от транца до центра пяртнерса |
2000±15 |
Расстояние от транца до швертового колодца |
1990±5 |
Длина по днищу, измеряемая по кривой киля |
2165 + 15 |
Высота транца |
320±5 |
Высота форшпигеля (носового транца)
|
340 ±5 |
Максимальная высота от нижней кромки киля до линии, соединяющей верхние точки форшпигеля и транца |
416 + 5 |
Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев на транце |
970±15 |
Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев на форшпигеле |
566±15 |
Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев наибольшая |
1130±15 |
Ширина по скуле на транце |
860±15 |
Ширина по скуле на форшпигеле |
480±15 |
Ширина по скуле наибольшая
|
1026±15 |
Вес корпуса швертбота |
30 кг |
Размеры паруса и положение марок на рангоуте, показанные на чертеже,
являются максимальными и не могут быть превышены.
Площадь паруса — 3,70 м2.
Обводы и конструкция корпуса очень просты, благодаря чему за постройку
«Оптимиста» могут браться даже малоопытные строители. Днище и борта
швертбота имеют кривизну только в одном направлении, что позволяет
применить для изготовления наружной обшивки фанеру. Палубы нет.
Кроме транца и форшпигеля, имеется только один шпангоут. Продольный
набор составляют киль, скуловые и днищевые стрингеры и привальные
брусья.
Пяртнерс мачты прорезается в носовой поперечной банке, которая крепится к
привальным брусьям. Крепление банки усилено кницами, соединяющими ее с
бортами. Кницами же усилены соединения транца и форшпигеля с привальными
брусьями.
Размеры и количество деталей, а также их материал указаны в спецификации.
«Оптимист», построенный по указанным размерам, будет удовлетворять ограничениям класса и сможет участвовать в соревнованиях.
Сборку корпуса следует начинать со сборки шпангоута, форшпигеля и
транца. Для крепления к стапелю топтимберсы этих деталей делаются
длиннее. После установки привальных брусьев, стрингеров и обшивки,
топтимберсы отпиливаются по кромке привального бруса. Такой способ
постройки наиболее прост и не требует дополнительного материала на
раскрепление шпангоутов. Необходимость в изготовлении стапеля может
отпасть, если можно закрепить набор непосредственно на ровном полу.
Швертбот оборудуется рулевым устройством и швертом кинжального типа,
вставляющимся в швертовый колодец. На внутренней стороне привальных
брусьев крепятся подуключины для гребли веслами, которые должны быть
предусмотрены в снабжении швертбота.
Мачта, гафель и гик имеют круглое сечение и могут быть сделаны как из
цельного дерева, так и клееными. Прочность мачты рассчитана таким
образом, чтобы при шквале швертбот с матросом, сидящим на борту, не
переворачивался, а происходила бы поломка мачты. Степс мачты
закрепляется на киле. Мачта устанавливается без стоячего такелажа.
Гик упирается в мачту «усами», охватывающими ее полукольцом. Гафель крепится к мачте специальным штертом.
Конструктивные чертежи и схема сборки корпуса на стапеле:
а—продольный разрез корпуса на
стапеле; б — план корпуса (вид сверху на готовый
корпус); в — вид корпуса вверх дном на стапеле; г, д, е —
поперечные сечения корпуса на стапеле; ж — сечение по
мачтовой банке
Спецификацию деталей см. в таблице на стр. 152.
Парус, пошитый в соответствии с чертежом, при постановке пришнуровывают
слаблинем к мачте и гику. Для прохода слаблиня через паруса вдоль
передней и нижней шкаторин с шагом 150—200 мм обметывают отверстия —
люверсы.
Управление парусом осуществляется гика-шкотом, прикрепленным одним
концом к гику. Ходовой конец гика-шкота проходит через блок,
закрепленный на киле.
Транец швертбота может быть подкреплен для установки подвесного мотора мощностью 1,5—5 л. с.
Наружную поверхность корпуса, руля и шверта грунтуют горячей смесью
скипидара и олифы в соотношении 1 : 2 один раз, шпаклюют и
окрашивают пентафталевыми эмалями за 2—3 раза. После нанесения
первого и второго слоя краски, а также после шпаклевки поверхности
шлифуют шкуркой. Пентафталевую эмаль можно заменить другими водостойкими
красками.
Основные материалы, необходимые для постройки швертбота:
Фанера водостойкая d = 6 мм - 3 листа
Пиломатериалы хвойных пород - 0,1 м3
Шурупы и гвозди оцинкованные - около 1 кг
Ткань АМ-100 или другая весом около 150 г/м2 - 4 пог. м
Краска и олифа - по 1 кг.