Барк «Крузенштерн» был построен на судоверфях Теленборг в Везермюнде
(Бремерхафен). Судно было спущено на воду 24 июня 1926 года и названо
«Падуя» (нем. Padua). «Padua» принадлежала к серии парусных судов,
которые имели общее название Flying-P-Liner (Летающая Линия П), все
имена судов в этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Потози»
(Potosi), «Памир» (Pamir), «Печили» (Petschili), «Пекин» (Peking),
«Померания» (Pommern), «Пруссия» (Preussen), «Пассат» (Passat). Данная
серия была изготовлена гамбургской пароходной компанией F. Laeisz. Все
эти суда носили вымпел голубого цвета с инициалами FL. Данные суда
использовались на линии Европа — Чили, которую моряки называли, переведя
инициалы фирмы, Flying Liner. Затем в данное название добавили букву
«P», из-за того, что названия всех судов данной серии начинались с буквы
«Р». Так и образовалось название Flying-P-Liner (Летающая Линия П).
И единственным из всех
судов серии «Р» остаётся именно «Крузенштерн». После Второй мировой
войны, в 1946 году, барк «Padua» перешел к Советскому Союзу в качестве
репараций и получил имя «Крузенштерн» в честь известного русского
мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. «Крузенштерн»
относится к так называемым «винджаммерам» от английского «to jam the
wind» - выжимать ветер, в том смысле, как как парусники этой серии были
самыми быстроходными, они как бы выжимали всю свою скорость из ветра.
Первоначально «Падуя»
использовалось для грузовых перевозок и как учебное судно. Padua
использовалась на дальних маршрутах и перевозила стройматериалы в Южную
Америку и обратными рейсами селитру и фосфаты из Чили. Судно
использовалось и для перевозки зерна из Австралии. В
1926 году капитаном
«Падуи» был Карл Шуберг (Carl Schuhberg). В 1938-1939 гг. «Padua» под
командованием капитана Рихарда Вендта (Richard Wendt) совершила
рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург — Чили — Австралия —
Гамбург за 8 месяцев и 23 суток. Под командованием капитана Юргена Юрса
(J?rgen J?rs) барк «Padua» четыре раза обошел мыс Горн. J?rgen J?rs умер
в день передачи судна Советскому Союзу.
После передачи
Советскому Союзу «Крузенштерн» был приписан к порту Рига, далее, с 1981
года, — к порту Таллин, и с 1991 года — к порту Калининград. Сегодня
барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота и используется в учебных целях курсанты академии и
других морских училищ проходят на нем свою практику. Барк регулярно
участвует в международных парусных регатах. В регате, посвящённой
500-летию открытия Америки в 1992 году «Крузенштерн» победил в гонке от
Бостона до Ливерпуля в которой он развил рекордную скорость — 17,4уз.
(32,4 км/ч).
Как «Падуя» судно использовалось в съёмках кинофильмов «Большая свобода № 7» (Große Freiheit Nr. 7, 1935), «Мятеж на «Эльсиноре» (Die Meuterei auf der Elsinore, 1937), «Сердце встаёт на якорь» (Herz geht vor Anker, 1940).